ИТОГИ
Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников
«Сделай мир ближе!»

Дорогие друзья!

Жюри подвело итоги первого Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников «Сделай мир ближе!». В конкурсе приняли участие 260 школьников из 67 городов, сел и деревень в 27 регионах России. Больше всего ребят – из Новосибирской и Калужской области и Республики Коми. Школьников начальной и средней/старшей школы почти поровну, вторых чуть больше. Победителями конкурса стали 43 участника. Все получат обещанные призы в январе.

Мы рассчитывали на вашу любознательность и изобретательность. И вы нас не разочаровали. Получив в руки фолдскопы, вы ринулись искать объекты для исследования буквально повсюду. Разумеется, в поле зрения вашего фолдскопа попали насекомые, пыль, вода в аквариуме, простейшие микроорганизмы, волосы и перья. Но среди этого стандартного набора объектов встречались настоящие жемчужины – ткань, из которой сшиты разные килты (традиционная шотландская одежда), папиллярные узоры на руках (отпечатки пальцев), рыбная чешуя, медное покрытие, полученное гальванопластикой, и чайные пакетики. Исследователь структуры бумаги для чайных пакетиков с удивлением делает вывод – «оказывается, у производителей все продумано!».

Порадовали нас не только ваши наблюдения, но и сравнительные исследования, когда с помощью фолдскопа вы сопоставляли крашеные и некрашеные волосы мамы, волосы папы и хомячка, ресницы здорового и курящего человека, муху и мошку, клетки мякоти яблок разных сортов. А также вопросы, которыми вы задавались. Например, «Как различные ткани сохраняют тепло?», «Сколько масла в семечке подсолнуха?», «Из чего состоит кровь?», «Зачем нужна вторая обувь?», «Почему плоды разного цвета?», «Полезно ли чистить зубы?» (вывод – полезно!) или «Волос человека живой?» Последний вопрос тянет на большую философскую дискуссию. Браво!

В этом наборе самых разных наблюдений и исследований нашелся настоящий бриллиант – автор исследовал, как влияют фитонциды на жизнедеятельность инфузорий. Это уже настоящее научное исследование, когда автор воздействует на объект исследования и смотрит на результат. Конкурсных работ, использующих подобную методику, очень мало.

Из всех номинаций наименее популярной оказалась «Самое виртуозное и изобретательное использование фолдскопа», что и понятно. Чтобы добиться виртуозности, нужно долго работать с инструментом, а у вас было мало времени. Вот почему в этой номинации так мало победителей.

В конкурсе участвовали ребята из начальной, средней и старшей школы. И хотя требования к ученикам младших классов жюри сильно смягчило, победителей из младшей школы не так много. И это тоже закономерно: всё-таки исследования требуют некоторых навыков и знаний. Но не огорчайтесь. У вас всё впереди!

Удачи и новых открытий в наступающем Новом году!
Жюри

ПОБЕДИТЕЛИ
Номинация 1 «Лучшая идея исследования»

Токмакова Эллина
Исследование теплоизоляционных свойств тканей и изучение медного покрытия, полученного методом гальванопластики
Киров, Лицей №21

Руслана Бекмурзаева
Исследование породы речного дна
Село Цветное, Астраханская область, Цветновская средняя школа

Участник artem_z
Сравнение клеток мякоти яблок разных сортов при воздействии на них разных консервантов
Ярославская область

Понькин Владислав
Сравнение дрожжевого хлеба и хлеба на закваске
Новосибирск, Вторая Новосибирская гимназия

Участник sobolevapi
Сравнение характеристик оптического микроскопа и фолдскопа
Кондопога, Республика Карелия

Каримов Мухаммед
Исследование свойств зубной пасты
Деревня Редькино, Калужская область, Редьскинская санаторная школа-интернат

Кирюхин Дмитрий
Исследование приспособлений для переноса ветром у плодов и семян.
Деревня Ершово, Красноярский край, Ершовская основная общеобразовательная школа

Фоменко Анастасия
Сравнение изображений препаратов под оптическим микроскопом и фолдскопом

Номинация 2 «Самый неожиданный/сложный объект исследования»

Станковская Оксана
Исследование процесса образования плесени
Село Кордово, Красноярский край, Кордовская общеобразовательная школа №14

Королёва Полина
Изучение причин зуда у кошек
Сортавала, Республика Карелия, Сортавальский колледж

Балашов Артём
Поиск живых организмов, обитающих в почве
Новосибирск, Вторая новосибирская гимназия

Воднев Павел
Исследование образцов зубного налета
Новосибирск, Вторая Новосибирская гимназия

Матвеева Ольга
Сравнение следов карандаша, шариковой ручки и красок на бумаге
Балабаново, Калужская область, Средняя общеобразовательная школа №2 г. Балабаново-1

Участник v.s.d.02
Изучение строения паука
Деревня Селково, Московская область, Селковская общеобразовательная школа

Голяшов Артём
Изучение строения чайных пакетиков
Тольятти, Самарская область

Роменская Лаура
Сравнение плетений нитей капроновых колготок различной плотности
Тольятти, Самарская область

Участник uleyna
Изучение факторов, влияющих на изменчивость строения устьиц листьев растений одного вида
Посёлок Молодежный, Калужская область

Аксёнова Мария
Изучение тканей для традиционного шотландского килта
Астрахань, Средняя общеобразовательная школа №35

Номинация 3. «Самое виртуозное и изобретательное использование фолдскопа»

Павленко Алексей
Сравнение клеточного строения тканей фиалки и каланхоэ
Новосибирск, Средняя школа №96

Белякова Софья
Исследование строения чешуи рыбы
Калуга, Лицей №48

Участник vvova
Изучение изменения состава простейших в аквариуме
Деревня Селково, Московская область, Селковская основная общеобразовательная школа

Номинация 4. «Лучшее исследование живых объектов»

Коваленко Злата
Изучение волосков на поверхности листьев, стеблей и пыльце растений
Калуга, Основная общеобразовательная школа №35

Жулин Кирилл
Наблюдение процессов плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках кожицы лука
Калуга, Средняя общеобразовательная школа №14

Кутькина Арина
Сравнение хода размножения дрожжевых бактерий в различных средах
Село Усть-Тарка, Новосибирская область, Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа

Участник Холина Софья
Сравнение строения крыльев различных видов насекомых
Ижевск, Удмуртская республика, Лицей №41

Олешко Егор
Изучение влияния фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий
Рабочий посёлок Колывань, Новосибирская область, Колыванская средняя школа № 3

Никитина Елизавета
Изучение причин необычной окраски листьев оксалиса
Село Кременское, Калужская область, Кременская средняя общеобразовательная школа

Аршинникова Полина
Изучение причин различной окраски плодов
Балабаново, Калужская область, Средняя образовательная школа №2 г. Балабаново-1

Заикина Олеся
Исследование влияния воды разной солености на активацию цист рачка артемии
Омск

Богославцев Игорь
Изучение основных признаков инфузории-туфельки
Зеленокумск, Ставропольский край, Средняя общеобразовательная школа №1

Нургалиев Амаль
Изучение вредителей, обитающих на листьях комнатных растений
Посёлок Кировский, Астраханская область, Кировская средняя общеобразовательная школа им. П.М. Смирнова

Участник ciliate_crepida
Изучение внутреннего строения туалетной губки из натурального материала
Уфа

Агошкова Ксения
Изучение строения плесени
Трехгорный, Челябинская область, Средняя общеобразовательная школа №109

Номинация 5. «Лучшее исследование неживых объектов»

Насырова Жасмин
Сравнение строения волосков меха чернобурки с волосами бровей, ресниц и головы
Ижевск, Удмуртская республика, Лицей №41

Ибрагимова Регина
Сравнение эффективности различных видов мыла в борьбе против загрязнения под ногтями
Назарово, Красноярский край, Лицей №8

Участник nik1996
Изучение структуры различных горных пород
Село Татарская Башмаковка, Астраханская область, Татарбашмаковская средняя общеобразовательная школа

Жерехов Егор
Сравнение проб песка из различных местностей
Село Малая Минуса, Красноярский край, Маломинусинская средняя общеобразовательная школа №7

Дмитренко Полина
Сравнение свойств искусственного и естественного льда
Новосибирск, Вторая Новосибирская гимназия

Дюбарь Анна
Сравнение следов на бумаге, оставляемых различными художественными материалами
Липецк

Участник ms.karina
Определение органолептических свойств воды
Посёлок Первомайский, Челябинская область, Первомайская средняя общеобразовательная школа

Пономарева Аделия
Сравнение свойств гидрогенизированных жиров с жирами растительного и животного происхождения
Кирово-Чепецк, Кировская область, Многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка

Тарасов Иван
Изучение проб снега, взятых вблизи от источников загрязнения
Карасук, Новосибирская область, Технический лицей №176

Марочкин Владислав
Изучение загрязнения атмосферного воздуха пылевыми частицами в г. Магнитогорске
Магнитогорск, Челябинская область, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Специальная номинация ГлобалЛаб «Самый интересный исследовательский проект с использованием фолдскопов»

Клюева Софья
Проект «Что расскажет кожица листа»
Ковров, Владимирская область, Средняя общеобразовательная школа №5